Рецензия на Арт-Проект «Артель» / Сказки (Serebrovka Live) / 2011

В московской газете «Завтра» появилась рецензия на альбом «Сказки» Арт-проекта «Артель». Читаем...

Перенесёмся в Тульскую губернию, в самое настоящее рок-подполье. Если верить интернету, начало группе «Артель» было положено всего два года назад, в мае 2010 года , «после первых репетиций Артура Рока и Александрова в простой кимовской квартире. Тогда стилем был Канадский Джа — некое смешение джаза, рока и регги. Получалось весело, но не все понимали». Затем группа двинулась в почвенничество, сейчас «Арт-проект Артель» стоит на позициях социального ориентированного русского рока.

Кстати, не понял в чём фишка именно «арт-проекта» — пока всё подаётся достаточно традиционно для рок-группы. Так что здесь ставим многоточие и ждём. Тем более музыканты признают, что ещё не нашли «истину своего творчества. А значит, есть, зачем двигаться вперед».

«Сказки» были представлены публике на Вечере контрастов в Арт-Кафе «Бамбук». По словам лидера группы Артура Рока, альбом получился «осмысленным и продуманным со стороны текста и безбашенным и бесшабашным со стороны музыки. В любом случае всё выполнено в одном стиле и отличается практически от всего несущегося с тульской рок-сцены».

Любопытный момент — среди благодарностей за помощь в создании альбома присутствуют Илья Калинников («Високосный год») и Андрей Бурлака — если не полный тёзка — знаменитый питерский рок-журналист и продюсер.

У «Артели» хватает такой молодой, несколько наивной многозначительности: «О чём рассказывает каждый из релизов — решать только слушателю, потому что мы видим в каждой песне свой непередаваемый смысл» или «На качество не обижаемся, в суть вслушиваемся»

Первый альбом группы — это концертник со всеми вытекающими для слушателя проблемами — к звуку, вокалу, игре можно предъявить осязаемые претензии. И обещанной бесшабашности маловато. Зато можно окунуться в атмосферу концерта. И если прорваться через звуковые трудности, то можно сделать вывод, что «Сказки» — альбом довольно симпатичный, по-своему концептуальный, а песни имеют больший потенциал, нежели это выдаёт запись.

В оптике группы наша действительность, где в новостях «радость», а мир дышит войной, где даже «Березовский и Чичваркин смеются надо мной». И как быть, когда страна в идее — Святая Русь, а по факту царят ложь, жестокость и отчуждение, и всё, что остаётся, это играть среднерусский блюз в компании друзей-соратников.

У «Артели» есть влияние рок-н-ролльной истории, сибирского рока, наличествуют родимые пятна ленинградского рок-клуба, имеется привкус «Нашего радио».

Когда я слушаю наши молодые группы, на память регулярно приходит диагноз, что поставил Сергей Калугин (кстати, некогда объединившийся с группой, носившей название «Артель», из чего и появилась «Оргия Праведников»), отслушивая для журнала Fuzz один новый проект: «Беда такого рода музыки, что под неё, несмотря на всю ее приятность, всё равно, о чем петь. Хочешь — про „Кровь и Честь“, хочешь — про портвейн и сладкую N, хочешь — про голубую любовь. Пофиг. Просто аудитория разная набежит. Так что в графе „музыка“ ставим прочерк. Исполнение могло бы быть и почище, и поритмичнее. Вокалист мучительно фальшивит и поёт мимо барабанов, это можно простить за харизматичность. А она присутствует, и это серьезный плюс. То есть человек осознанно вышел и нарезает Весть. А кто не понял, тот дурак. Это правильный подход, но беда в том, что одной животной уверенности в себе и своей миссии мало. Нужна культура. А вот с этим хуже. Хотя тексты крепкие, но сбиты они этак по-пролетарски. И если автор, ослеплённый уверенностью, не начнет немедленно тоннами заглатывать Хайдеггера с Экхартом, то дело кончится портвейном...»

Не про «Артель», но по ряду параметров как положительных, так и критических, — попадание. У «Артели» есть своё «лицо», виден вектор, который интересен музыкантам. Но «культура», в самом широком смысле, несомненно, не будет лишней: любая новая информация вполне может привести к всплеску творческих идей, направлений, пространств. Тем более, музыканты постоянно заявляют, что настроены на интерактив.

Есть и ловушка чисто социального уклона. Так, от питерского рока останутся явно не произведения, связанные с околоперестроечными камланиями, а Егор Летов ещё в конце 80-х иронизировал над критиками, склонными уделять массу внимания сиюминутным выпадам «ГрОб» вроде «КГБ-рок». Проблема и в том, что русский рок 80-х, при всех неизбежных вопросах, был новым, оригинальным явлением. И аккумулировал вокруг себя свежую энергию — творческую, мировоззренческую, протестную. Сегодня же, даже в лучших своих проявлениях, русский рок обречён на субкультурную нишу. Так что музыкантам, особенно молодым, имеет смысл смотреть и мыслить глобально. Главное быть живым, неравнодушным и не бояться ставить вопросы себе и миру.

Пусть смеются березовские и чичваркины. Главное — кто будет смеяться последним.

© http://zavtra.ru/content/view/muzon-16/

Дата публикации: 04.04.2012, время: 20:49, рубрика: РЕЦЕНЗИИ.