Почему правообладатели молчат?

Война с пиратами в нашей стране, которая по-прежнему удерживает второе место в мире по объемам производимого контрафакта, развернулась по всем фронтам. Наступательные действия ведут правоохранители, проверяющие магазины и закрывающие пиратские склады и производства. Законодатели ужесточают наказание за нарушение авторских прав, судебные органы начинают выносить обвинительные приговоры в отношении тех, кто посягнул на интеллектуальную собственность.

В ответ на решительные действия стражей порядка, в Петербурге многие торговые организации начали самостоятельно избавляться от контрафакта. Однако в то время, когда государство всячески пытается навести порядок на мультимедийном рынке и выполнить обещания, данные мировому сообществу в преддверии присоединения к ВТО, некоторые правообладатели – то есть те, кто, в первую очередь, страдает от пиратов, — игнорируют кампанию по борьбе с контрафактом.

Петербургские прецеденты

Как пишут «Санкт-Петербургские ведомости», еще год назад ситуация с контрафактом в Петербурге ничем не отличалась от общероссийской – доля пиратской продукции превышала 90 процентов, то есть легального мультимедийного рынка, по сути, не было. За этот год ситуация сильно изменилась. По данным гендиректора московской сети «Настроение» Евгения Кобзаря, сегодня контрафакт занимает менее 50% петербургского рынка. А по словам членов Экспертного совета Госдумы по защите интеллектуальной собственности (ЭСИС), в северной столице создан прецедент, который способен дать хорошие подвижки в других регионах, в том числе и Москве.

Уникальность этого прецедента в том, что в Петербурге реализуется эффективный механизм перехода на торговлю лицензионной продукцией. К борьбе с контрафактом вместе с администрацией города и правоохранительными органами подключились и сами торговые организации, которые стали самостоятельно выявлять пиратские копии на своих прилавках и замещать их лицензионными дисками, одновременно налаживая прямые отношения с правообладателями.

В антипиратскую кампанию, одним из инициаторов которой многие называли известного предпринимателя Дмитрия Михальченко, включилась и судебная власть. Только за последнее время петербургские суды приняли сразу два знаковых решения. 8 месяцев тюремного заключения получил Виталий Борисенко, бывший администратор одного из магазинов сети «Айсберг». В суде было доказано, что в 2004—2006 годах он «приторговывал» пиратскими дисками, а ущерб от его деятельности только компании «Microsoft» превысил 600 тысяч рублей. Еще ни разу в северной столице продавцы контрафакта не получали реальных сроков. А ранее – к условному наказанию 3 года и штрафу 200 тысяч рублей был приговорен директор ООО «Техресурс», работавшего под брендом «505», Вячеслав Земляков. В суде была доказана контрафактность почти 46 тысяч дисков, изъятых из салонов «505» в ходе нашумевших проверок. Все эти пиратские копии недавно были уничтожены и захоронены на одном из полигонов под Петербургом.

Надо заметить, что оба упомянутых приговора наглядно продемонстрировали жесткую позицию судебной власти по отношению к нарушителям авторских прав. А недавно вступившие в силу поправки в федеральный закон, ужесточающие наказание за посягательство на чужую интеллектуальную собственность, еще раз доказывают, что представители правопорядка с пиратами шутить не намерены, и за совершенное правонарушение придется отвечать.

Пиратские новшества

Однако и пираты не собираются сдаваться без боя. Контрафактная продукция, пусть и не в таких объемах, как раньше, встречается пока даже в тех сетях, которые поддержали программу легализации петербургского рынка и начали переходить на лицензию, понимая, что, нарушая закон, рискуют потерять свой бизнес. Что уж говорить о ларьках и лотках, где продается исключительно контрафакт.

Дело в том, что отличить пиратскую копию от оригинальной с каждым днем становится все сложнее. Мошенники постоянно совершенствуют свое мастерство. Теперь они не просто «нарезают болванки», подделывая внешний вид лицензионного носителя, но и представляют магазинам документы, якобы подтверждающие лицензионность товара и легальность его распространения. На сам диск пираты наносят все предусмотренные законом данные. И торговые менеджеры вынуждены решать головоломку, пытаясь понять — лицензионный перед ними диск или контрафактный. А правоохранители, которые изымают такую продукцию, просто не могут доказать ее контрафактность в суде. В итоге, подделки возвращаются на прилавки магазинов, а пираты празднуют очередную победу.

На обложки многих продающихся сейчас дисков нанесена специальная марка, очень похожая на лицензионную. На ней надпись – «Ассоциация управления авторскими и смежными правами». Эта организация, по утверждениям ряда экспертов, занимается продажей розничным магазинам и сетям лицензий на распространение не принадлежащих ей произведений.

— По сути, под этими марками идет массовый сбыт контрафактной продукции, — заявил заместитель прокурора Петербурга Андрей Лавренко на заседании ЭСИС в Смольном. — Но это проблема, которая не решена пока на законодательном уровне, и этот пробел используют недобросовестные организации.
Между тем, защитить права компаний, которые нарушаются действиями пиратских организаций, можно только при желании и непосредственном участии правообладателей. Это доказывают конкретные результаты петербургской программы легализации рынка. Как сообщил Дмитрий Можаев, гендиректор ООО «Вокс Видео», поддержавшего программу, факты выявления контрафакта по их произведениям (это такие фильмы, как «Остров», «Любовь-Морковь», «Слуга государев» и др.) в Петербурге единичны. Такие же данные приводят и другие правообладатели, подключившиеся к антипиратской кампании в северной столице. Среди них Universal, Sony Entertainment, «ДВД магия», «РМГ рекордс», всего – около 30 компаний, но в основном, российских.

Однако, некоторые западные правообладатели по-прежнему игнорируют этот процесс, несмотря на то, что они постоянно сталкиваются с подделками своей продукции. Так, представитель «XX век Фокс СНГ» возмущен, что диски, промаркированные Ассоциацией управления авторскими и смежными правами, попадают в продажу в крупные магазины. Однако не отрицает, что пиратские копии очень качественные, почти не отличимые от оригинала. А если учесть, что в магазин они поступают с необходимыми документами, вроде бы говорящими об их лицензионности, — объяснимы и сложности милиции при изъятии таких копий.

— «Фантастическая четверка – 2», «Крепкий орешек – 4» — последние новинки, украденные у нас, — говорит директор по продажам компании «XX век Фокс СНГ» Семен Тер-Маркарян. При этом, отвечая на вопрос о том, как бороться с такой схемой легализации контрафакта, он отметил, что не видит необходимости участвовать в механизме взаимодействия торговых сетей и правообладателей. По его словам, единственный метод борьбы с такими нарушениями – обращения в правоохранительные органы по фактам выявления контрафакта. Правда, эффективность таких обращений, как показывает практика, высокой назвать нельзя.

Что скажут правообладатели?

Сегодня складывается парадоксальная ситуация: государство, правоохранительные органы, представители бизнеса защищают интеллектуальную собственность тех, кто сам, почему-то, не желает этого делать. А ведь все, что нужно от правообладателей, это доверенности на представление их прав, документы с описанием отличительных особенностей их продукции, чтобы те же продавцы могли отличить оригинал от подделки, и список поставщиков, стопроцентно торгующих лицензией, с которыми работает данный правообладатель.

Трудно найти логичный ответ на вопрос, почему те, кому борьба с пиратами необходима более всего, отошли в сторону и считают, что это не их дело, а задача государства, которое решит все проблемы и без их помощи.

Нам нужна помощь правообладателей — дайте нам контакты конкретных людей, кто помог бы нам определить, есть ли среди поставок контрафакт, — вопрошает генеральный директор торговой сети «Десятка» Антон Саутин. – Именно по такой схеме в рамках программы легализации мультимедийного рынка, разработанной сетями, мы работаем с правообладателями, поддержавшими этот механизм, и здесь проблему удалось решить. А с остальными – мы же не можем сами каждый диск под лупой изучать и пытаться достучаться до каждого правообладателя – ведь у нас более 10 тысяч наименований в ассортименте! А наши призывы — совместно выявлять контрафактную продукцию на уровне поставщиков — некоторыми правообладателями просто игнорируются.

Нежелание поддержать дальнейшие усилия по борьбе с контрафактом в то время, когда пираты придумывают все новые уловки для продвижения поддельной продукции, может привести к тому, что инициированный администрацией Петербурга процесс легализации рынка просто будет сорван. Потому что невозможно каждый день проверять одни и те же магазины и наказывать торговцев, проверки – это лишь профилактика, которая должна подталкивает бизнесменов к цивилизованным отношениям в аудио-видеоторговле. Позиция же некоторых правообладателей, которые демонстративно игнорируют борьбу с контрафактом, приведет к тому, что некачественные DVD 10-в-1 и сборники МР3 на DVD вновь вернутся на прилавки.

Олег Кузнецов
«Санкт-Петербургские ведомости»
07.11.07

Дата публикации: 18.04.2011, время: 18:46, рубрика: Прочее, СТАТЬИ.