Рецензия на Зона Огня «Пыль и пепел» 2004

Стиль Зоны Огня можно охарактеризовать как Hard'&'Heavy.

На первых этапах прослушивания материал удивляет разнообразием партий и структурной сложностью композиций. Наравне с этим в глаза бросается один недостаток в саунде: гитарный звук очень сильно отдает «цифрой» и, вероятнее всего, был записан в домашних условиях. Это, конечно, нельзя ставить в вину музыкантам, т.к. свои непосредственные задачи — качественное исполнение партий — ими все-таки выполнены.

Характерная черта Зоны Огня — периодические смены темпа в инструментальных фрагментах композиций и использование нестандартных тактовых размерностей. Подобные приемы принадлежат к разряду наиболее сложных для исполнения элементов и не могут не вызвать интереса.

Все построено, как и полагается для данного стиля, вокруг гитарных риффов, сдобренных развернутыми соло-партиями. Да и вообще на альбоме чувствуется общее лидерство гитариста.
Вокал для такой малоизвестной провинциальной группы, как Зона Огня, звучит неожиданно профессионально и немного напоминает голос Анатолия Крупнова («Черный Обелиск»).
Заслуживает внимания работа клавишника. Теплый и глубокий звук синтезатора придает записи объем и во многом сглаживает недостатки гитарного саунда, а клавишные соло и общая насыщенность партий демонстрируют серьезную музыкальную подготовку.

При голом фактическом анализе релиза создается впечатление, что слабых мест в альбоме нет (общее качество звука в расчет не берем, так как группа подобного статуса вряд ли может претендовать на хорошую студию и добросовестное отношение к себе ее персонала). Но и чисто математический подход к оценке музыки, конечно, неуместен. Поэтому отложим технические подробности и попробуем оценить на «вкус» этот продукт.
Что-то в творчестве всегда есть неуловимое. Какая-то внутренняя сила, которая отделяет талантливых от посредственных, оригинальных от банальных. Обоснования той или иной точки зрения здесь обычно довольно шаткие, так как это очень субъективная область восприятия.
И общую оценку художественным достоинствам произведения можно дать, лишь опираясь на совокупность мнений как специалистов, так и рядовых слушателей.
Что ж, мое мнение предлагаю считать частью этой предполагаемой совокупности.

Замечено, что для хороших произведений характерно постепенное нарастание интереса слушателя в процессе осмысления прослушиваемого материала. В случае с Зоной Огня я наблюдал у себя обратный процесс.
Почему? Я не могу этого объяснить, так как сам не знаю. Вот, к примеру, какие ощущения за собой я заметил — при переходе с куплетов на припевы группа определенно увядает, а аналогии с лидером группы «Черный Обелиск» разрушаются, когда начинаешь осмысливать тексты — уровень лирики несопоставим.
В конце-концов возникает ощущение, что все это повторение чего-то пройденного (что само по себе не есть плохо, т.к. в той или иной степени преемственность есть всегда), но повторение не самого лучшего качества.

Также на альбоме Зоны Огня нет ярких хитов, которые обычно обеспечивают изначальную потенциальную возможность продвижения продукта на рынок (здесь , к примеру, их обходит хэви-команда «Мертвая Зона», которая слабее практически по всем показателям, но имеет в арсенале боевик «Ангел», являющийся их визитной карточкой и стопроцентным хитом).

Итог: альбом «Пыль и пепел», несомненно, способен вызвать в Туле интерес у поклонников жанра, т.к. выигрывает у ближайших конкурентов по профессионализму исполнения и качеству записи. Но не стоит забывать, что 80-е давно в прошлом и, чтобы коллектив двигался вперед, он должен развиваться в соответствии с общим развитием музыкальной культуры, которое происходит постоянно.
Критик может воскликнуть: "Почему надо отдавать дань моде, если кто-то хочет работать исключительно в соответствии со своими личными вкусами и представлениями?! Мы же не попса какая-нибудь, чтобы подстраиваться под аудиторию!
"
Совершенно справедливое замечание, но подстраиваться под внешние факторы я и не призываю. Нет ничего зазорного в том, чтобы быть всю жизнь преданным хэви или харду, рок-н-роллу или блюзу, джазу или классике, наконец.
Но подобное застревание во времени говорит об отсутствии развития и изначально задает достаточно низкий потолок и узкое пространство для начинающих исполнителей. Рок-музыка в первую очередь — музыка бунта, и гораздо интересней, когда она ломает стереотипы, а не перерисовывает их вновь и вновь.

Fridrich
21.02.2006

Дата публикации: 18.04.2011, время: 14:07, рубрика: РЕЦЕНЗИИ.