Компьютерная мультимедийная программа «Музыкальный экзаменатор»

Домашний тренажёр-экзаменатор для учащихся музыкальных школ, училищ и студентов консерваторий. Программа может оказаться интересной для проведения досуга любого музыканта и любителя музыки. Звуковысотный мелодический слух и музыкальная память одновременно с ориентацией на клавиатуре — то необходимое, что позволяет человеку подобрать по слуху мелодию на инструменте.

Компьютерная мультимедийная программа «Музыкальный экзаменатор» является начальной программой проекта «Сольфеджио на компьютере», который видится нам как подобие архитектуры, построения сказок Шехеразады «1000 и одна ночь» и охватывающий теоретические сведения и практические тренажёры-экзаменаторы по всем музыкально-теоретическим дисциплинам начального и высшего уровня музыкального образования в России.

В настоящей версии «Музыкальный экзаменатор» не претендует на роль учебного пособия по сольфеджио, но может с успехом применяться на этом уроке в качестве развития пока двух (из многих) составляющих предмет сольфеджио, применяться как домашний тренажёр-экзаменатор для учащихся музыкальных школ, училищ и студентов консерваторий. Программа может оказаться интересной для проведения досуга любого музыканта и любителя музыки. Звуковысотный мелодический слух и музыкальная память одновременно с ориентацией на клавиатуре — то необходимое, что позволяет человеку подобрать по слуху мелодию на инструменте.

В настоящей версии предлагается:

  1. Проверить свой абсолютный мелодический звуковысотный слух (режим выбора хроматического звукоряда без ограничений диапазона). Система оценок покажет Вам как близко Вы подошли к развитию абсолютного слуха, и насколько точно ориентируетесь на клавиатуре при подборе звука нужной высоты.
  2. Если слух у Вас отличный, то программа проверяет (и тренирует) вашу музыкальную память. Для этого есть упражнения для запоминания не только одного тона, но и мелодические цепочки из двух, трёх, четырёх и пяти нот. Все задания генерируются программой, поэтому повтор последовательностей звуков при каждом новом включении программы исключён.
  3. Выбор заданий на цепочку из двух звуков в хроматическом звукоряде является эффективным упражнением на умение слышать интервалы вне лада, на развитие относительного мелодического слуха.
  4. Предлагаемый выбор лада (будет увеличение числа ладов, пока их 8) знакомит с основными натуральными ладами. Занятия в этих ладах позволят развивать слух, опираясь на «чувство лада» — основное направление в развитии музыкального слуха на уроках сольфеджио.
  5. В ладовых заданиях предполагается знание нот ступеней гаммы. Режим отключения звуков не входящих в выбранный лад помогает освоить тему «лад и тональность», служить подсказкой при выполнении заданий.
  6. Воспитывается умение слушать и указывать в определённом выбранном ладу прозвучавший звук. Это умение зависит от того, насколько развит внутренний слух и память, которая должна постоянно держать «про себя» устойчивые звуки лада.
  7. Выбор заданий на цепочку из двух звуков в ладу развивает как ладовое чувство (разрешение неустойчивых звуков в устойчивые), внутренний слух, так и умение слышать интервалы в ладу.
  8. Снятие ограничения диапазона даёт возможность услышать и определить составные интервалы, как диатонические (в ладу), так и хроматические (вне лада).
  9. Знание и умение услышать мелодическое звучание всех видов трезвучий и септаккордов в основном виде (пока упражнения не дифференцированы) даётся при выборе заданий.
  10. «Музыкальный экзаменатор» предусматривает отчёт ученика перед преподавателем сольфеджио, так как в процессе занятия создаётся файл из которого можно узнать сколько раз за отчётный период ученик занимался в этом тренажёре и какое количество времени было потрачено на занятия.
  11. Все результаты выполнений различных упражнений в режиме экзамена фиксируются в специальном файле-журнале оценок по всем видам заданий. Этот журнал так же послужит основанием преподавателю дать оценку за домашнюю работу или при проверке наработанных навыков в классе.
  12. В настоящей версии для использования тренажёра-экзаменатора реализовано 2340 возможных комбинаций уровня сложности и выбора темы. 2304 уровня при определении высоты и мелодических цепочек. Плюс 36 заданий по определению 12 аккордов.
  13. Цифра возможных комбинаций при выборе задания не должна пугать. Любой опытный педагог-сольфеджист сможет выбрать нужный уровень программы-тренажёра и дать ученику конкретное задание, исходя из материала, который изучается на уроке сольфеджио в каждый конкретный момент. Сама структура программы предусматривает всего лишь 10 типов заданий:
  • Определение одного звука с возможностью подбора высоты звука.
  • Определение одного звука без возможности подбора высоты звука.
  • Цепочка из двух звуков.
  • Цепочка из трёх звуков.
  • Цепочка из четырёх звуков.
  • Цепочка из пяти звуков.
  • Определение 12-ти аккордов от выбранного основного тона
  • Определение 4-х трезвучий в выбранном ладу (по ступеням лада)
  • Определение 4-х трезвучий и 6-ти в выбранном ладу (по ступеням лада)
  • Определение 4-х трезвучий, 6-ти септаккордов, 2-х трезвучий с секстой в выбранном ладу (по ступеням лада)

    Во всех указанных типах заданий есть возможность опционально устанавливать:

  • Выбор одного из 12 тонов
  • Выбор одного из 8 ладов
  • Блокировка всех клавиш виртуального пианино, соответствующим внеладо-вым тонам (что является косвенной подсказкой для ученика и уменьшает вероятность неверного ответа)
  • Ограничение диапазона определяемых нот до 1 октавы с целью уменьшения сложности для начинающих пользователей.
  • Дата публикации: 18.04.2011, время: 16:02, рубрика: Софт.