Скрипка в рок-группе: как стать рок-скрипачом

Теги:

Раньше скрипка в тульской (или околотульской) группе была, можно сказать, редкостью. За последние несколько лет мы познакомились с такими командами, как План 9, П.У.Л.Ь.С. Довольно продолжительное время скрипачи входили в состав групп Аркаим, Медь. (Если кого не упомянула – не обессудьте, буду рада увидеть информацию о других проектах в комментариях).

Поскольку я и сама скрипачка, мне стало интересно покопаться в этом вопросе повнимательнее.

Что же требуется от скрипача рок-группы в идеале?

Чаще всего он самостоятельно пишет себе партии. Лично я вижу здесь только плюсы. Чтобы создать партию для инструмента, нужно довольно хорошо его знать, представлять себе его технические и тембровые возможности. В противном случае зачастую может получиться или нечто физически не играбельное, или шикарное «картофельное поле» — всеми горячо любимые бесконечные «тянучки», или пара реплик и 60 тактов паузы. Поэтому по возможности берите ответственность на себя! (если только с командой не работает профессиональный аранжировщик.)

Я ни в коем случае не ратую за обязательное музыкальное образование, но хорошие скрипачи-самоучки встречаются крайне редко и в основном это фиддлеры (кантри, ирландская и шотландская музыка и др.) Чтобы стать полноценным участником коллектива, придётся приложить немало усилий.

От скрипача рок-группы в первую очередь требуется хорошая музыкальная эрудированность. Слушайте и «снимайте» как можно больше! Это могут быть любые партии рок-композиций – от клавишных и гитары до барабанов (тут пригодится техника «чоп», но об этом чуть позже). Обращайте самое пристальное внимание на особенности стилистики, формы и аранжировки, использование эффектов (лично я не большой фанат таких дел, но главный вопрос в данном случае – уместность в контексте).

Нельзя здесь не упомянуть группы, в которых скрипка использовалась (или используется и по сей день) вполне успешно:

  • Пилот, Король и Шут, Кукрыниксы, Крематорий, ДДТ;
  • Curved Air, Jethro Tull, UK, King Krimson, Kansas, Dixie Dregs, Byrds, Velvet Underground, Family, Skyclad, Slade, Wally, Kebnekajse и другие.

Никуда не деться и от исполнительских навыков. Если привыкли играть по нотам – срочно отвыкайте 🙂 Важно уметь играть «на слух» — уметь с ходу воспроизвести чужую партию (в унисон или в интервал). Свои соло можно придумать и выучить или каждый раз играть «с нуля» — это уже дело вкуса и возможностей. В этом вопросе помогает изучение так называемых «ладов народной музыки», блюзовых гамм. Кроме того, можно использовать материалы, предназначенные для гитаристов. Существуют определённые клише, которые использует большинство (как правило, их заимствуют у ферзей, а потом уж применяют повсеместно). По-английски такие клише называются «licks» («кусочки»). Сейчас можно легко найти и скачать целый сборник подобных (обычно они называются «50/100/100500 blues/rock/country licks»).

Одной из распространённых ошибок рок-скрипачей является игра сплошняком и куда ни попадя на протяжении всей песни. Очевидно, что такие ошибки появляются, когда музыкант не понимает, что скрипка не всегда бывает солирующим инструментом.  Следует помнить, что в рок-группе только один фронтмен – это вокалист (ну, на крайний случай, несколько вокалистов). Поэтом не надо перетягивать одеяло на себя. В рок-группе скрипач не солист, а артист ансамбля. Этим, кстати, могут страдать не только скрипачи. Часто музыканты настолько увлечены желанием «себя показать», что забывают про не менее (а может, и более) важный принцип – НЕ МЕШАТЬ другим.

Изучайте возможности своего инструмента и старайтесь не играть везде в одной и той же манере. Возможности скрипки просто огромны! И скрипач должен хорошо это понимать и уметь этим пользоваться. Не стесняйтесь применять то же пиццикато (лично я долго к этому приёму не прибегала, потому что была уверена, что нерадивый звукорежиссёр мои старания погубит). Очень оживляет игру чоп (лично мне он по звуку напоминает слэп на бас-гитаре) – «ударный» приём игры на скрипке (примеры и уроки можно легко найти в интернете).

Что сказать напоследок? Работайте не покладая смычка! 🙂 Пашите как лошадки! Слушайте много, играйте ещё больше! И будет всем счастье.

Елена Блинова

 

Дата публикации: 28.05.2014, время: 13:55, рубрика: Музыкантам.