Интервью с Артуром Орловым (тульская студия звукозаписи ArchiRecords)

Звукорежиссер Артур Орлов известен в Туле по собственной студии звукозаписи «Archirecords», и известность эта скорее положительная, чем наоборот. К звукорежиссеру у тульских музыкантов – куча вопросов, поэтому властью, данной мне Хрипуновым («Пусть всё рассказывает и ничего не утаивает! А мы будем внимать!..») постаралась выспросить у Артура всё, что могла.
Читаем интервью?

Здравствуйте, Артур)) Меня всегда интересовало, как же становятся звукорежиссерами. Как получилось так, что ты занялся звукозаписью?

Сколько я себя помню, меня привлекали крутилочки и графики звуков всяких. Начиная от скрипа двери и заканчивая разного рода музыкой. Начиналось все с хобби, когда толком не было информации и знающих людей, которые бы посоветовали что-то из практики.

То есть, все начиналось банально, с домашней звукозаписи?

Это трудно было назвать звукозаписью) был какой то дешевый микрофон, бобинник, и акустическая гитара из серии «7 рублей пучок», помню, пытался записать микрофоном все, что слышу. Потом пытался понять, почему ухо слышит так, а на записи иначе :) Мне тогда было лет 9, наверное.

Я знаю, ты гитарист (а может, и не только?) Чем раньше увлекся — гитарой или звукозаписью?

Раньше всё же была гитара, все начиналось банально — просто попросил показать пару аккордов ребят во дворе, правда мне сказали, что я вообще далек от музыки: я пока доходил до дома, забывал, что мне показали, и на следующий день опять доставал вопросами. Тогда негде было взять самую обычную видеошколу или самоучитель :)
Много занимался самостоятельно, и через какое-то время уже сам делился фишками со своими «учителями».
Я стараюсь не отделять занятия музыкой (исполнение, написание музыки) и звукорежиссуру, а воспринимаю это как единое целое – так, как рядовой слушатель. Просто со временем слушая что-либо, я анализирую, как записано, исполнено, зачем и почему именно так. Причем это происходит автоматически.
Тока не надо воспринимать меня как ботаника с микрофоном :) я успешно занимался многими другими вещами :)

А когда возникла идея организовать студию?

Все получилось само собой. Не было такого момента, что я проснулся и сказал себе — ДЕЛАЮ СТУДИЮ. Просто в работе выходило так, что окружающие делали немного похуже, чем делал я, появился спрос — пусть и небольшой в глобальных масштабах. Спрос на КАЧЕСТВО — пусть и не у всех. Я просто занимаюсь любимым делом)

Как дела со студией «Archirecords»?

Сейчас я переехал в Тулу. Перевез все, что мне необходимо, отделал комнатку и тружусь) Студия у меня домашняя. Последнее время занимаюсь реампингом, сведением, мастерингом и прописываю гитарные партии, ну и свою музычку пишу в свободное время. Кстати, договорился о сотрудничестве с тульскими звукозаписывающими студиями Собака Рекордз и Д-Студио.

Кстати, как с творчеством? я знаю, ты играл в нескольких группах...

Группы Far Cry, Ангел небес. Еще очень много кому прописывал гитары.

Far Cry — это твой проект изначально? как вообще получилось, что ты там стал играть?

Да, это мой проект с ребятами. Если в 2-х словах, то просто мы оказались в нужном месте в нужное время — так и получился Far Cry. Музыка там в основном моя, на некоторые песни Саня приносил наброски-идеи, а я доводил их до ума.

Ты сказал, что успешно занимался другими вещами. Какими именно? Вообще, что тебе еще интересно, кроме музыки?

Я успешно выступал на спортивном поприще — восточные единоборства и все такое. с 7 лет начал заниматься дзюдо. А потом пошло-поехало. Я из военной семьи, меня всегда привлекал спорт, не тупо мордобой, а именно искусство. Почему дзюдо? Потому что тогда мало что было, не из чего было выбрать. Вообще я не разделяю особо стилистику, я просто брал отовсюду то, что мне нравилось и что удобно применять на практике в нашей ситуации. Такой спорт помогает и здоровью, и духовному воспитанию, дисциплине.

А приходилось применять для самозащиты?

Да :) Но я стараюсь избегать таких ситуаций, все решать мирно :)

Какая музыка наиболее близка твоему сердцу?

Ну более-менее серьезно я начал заниматься именно гитарой, когда увидел в «Джеме» (давным-давно была такая музыкальная передача для подростков на ТВ – прим. Sympaty) выпуск про Steve Vai. Там показали кусочек «For The Love Of God», и меня как током ударило. Мне близка его философия, очень, кстати, схожая с актером Джетом Ли.

Ну а кроме Стива Вая, что-нибудь еще есть, что радует твое сердце?

Да любая музыка, даже я бы сказал, любой звук :) Вот кстати сейчас ветер воет в окно – прикольно :)
Хотя нет, не любая :) есть музыка, которая изначально неискренна, и не важно, какой стиль. Например, можно написать рекламный аудиоролик, вложившись в него душой, а можно записать альбом в надежде привлечь к себе внимание и сорвать куш, а потом обвинять других, что они «недостойные и тупые слушатели».

Ладно, вопрос по-другому: что в твоем плей-листе?

Тут все непредсказуемо :) От Алексея Чумакова с Панайотовым до Peter Gabriel и NickelBack. Щас вообще играет Металлика с Оззи Озбоном.

А вот тебе нехилый кусок вопросов от заинтересованных личностей.

Дааа, вопросы жгут :) Хотя раньше я сам такой был, только мне не у кого спросить было. Пришлось учить английский, чтобы хоть на буржуйских форумах инфу нарыть.

Блок анонимных вопросов от музыкантов и форумчан

Чего тебе не хватает, чтобы писать на мировом уровне? Ну и сколько это стоит.

Я не писал на мировом уровне (хотя все относительно, ведь само понятие «уровень» зависит от многих факторов — времени, моды, стилистики и т.д.), поэтому трудно однозначно ответить. Предположу, что не хватает знаний, опыта, именно опыта работы с мировыми людьми – сюда входят не только те, кто пишет, а также и те, кто пишется — т. е. в практике часто сталкивался с такими фразами: «Хотим как у Металлики или как у Билана, но тока мы петь и играть не особо умеем, да и аранжировки ни к черту вообще (чаще считают себя самыми крутыми, правда, до первого дубля) и денег у нас 500 р. Сможем ли мы за час записать альбом?» Я по наивности начинал объяснять, что нужно как минимум быть Металликой и Биланом, ну и все в этом духе. Другое дело — когда человек знает, чего хочет и представляет, как к этого добиваться + не хватает грамотной поддержки на всех уровнях ну и времени наверное, чтобы все это сразу переварить.

Какой программой ты пользуешься?

Sonar, Adobe Audition, Wave Lab – это основные, умею работать со всеми известными программами, выбор зависит от конкретных задач. В двух словах скажу, что по сути все программы одинаковы, тут уже дело удобства и привычек. Из практики знаю, что можно записать альбом на игровой приставке, а можно иметь супер-современное оборудование и звучать хуже. Очень важный фактор тут ЧЕЛОВЕК. «Все зависит от прокладки между монитором и креслом».

Какой бюджет необходим для создания мини-студии?

Тут очень зависит от стилистики музыки и от целей, для которых студия создается.
Для начала достаточно бытового компьютера по принципу «чем мощнее, тем лучше», и звуковой карты за 180$.Основную сумму лучше потратить на мониторинг и помещение. Пусть даже комп будет послабее, но МОНИТОРЫ как можно лучше. Если называть конкретные суммы, то чтобы записать демо в электронном стиле без использования живых инструментов и голоса, достаточно среднего компьютера и звуковой карты с миди клавиатурой.

С какими именно группами ты работал в студии?

Сразу скажу, что названия я плохо запоминаю. Были очень разные люди от рэперов до ярых металлистов и попсовиков. Из последних — Ангел небес (Тула — рок), Ядрена Матрена (Москва, фолк-рок), Смерш (Тула – треш метал), AbstractVision и DJ DSI (Тула — транс), Ассорти (Москва – поп-музыка), Город N (Тула — рок), Juma (Тула – альтернатива – мастеринг альбома) и т.д.

Работал ли ты с группами НЕ из Тулы и тульской области? И если работал, то с какими.

Часто беру заказы на запись гитар и аранжировки, на сведение и мастеринг треков со всей нашей необъятной. Это так называемая работа On-Line, которая стала возможной с развитием интернета. Например, группа записала свою песню банально в midi, в Guitar Pro например. И хочет получить из миди качественно звучащий трек, готовый для ротации на радио, например, или для альбома и т.д. Отправляет миди-треки, пожелания о звучании и нюансах, и получает готовый продукт, записанный живьем.

Как бесплатно сделать профессиональную запись музыкальных инструментов?

Ну вопрос, я так думаю, уже содержит ответ)
Тут есть три ответа:
1. Никак
2. сделать самому
3. уговорить кого-нибудь, найти спонсора и т.д.

По частотам интересно, как правильно отрулить гитары... на входе отруливать или при обработке резать?

Сразу скажу, что правил нет и не будет. Есть рекомендации, которые приведут к тому или иному звучанию. Главное, чтобы нравилось ВАМ, а как это писать, абсолютно не важно.
Если коротко, то при записи необходимо добиться такого звука ,который меньше придется обрабатывать. Я имею в виду классический подход к записи. При бурном развитии технологии вполне реально получить хороший звук — тут уже все средства хороши. Как и что обрабатывать, лучше понять опытным путем. Записал так и эдак — сравнил (как звучит отдельно и в контексте всего микса, лучше спустя какое-то время), оставил то, что понравилось. Основная задача при частотной обработке — добиться читаемости и в тоже время естественности звучания, достигнув при этом целостность звучания всего микса. Тут я не беру спецэффекты, когда намеренно создается дисбаланас частот и т.д.

Как сделать правильный звук у гитары, чтобы мясо было.

Ну, мясо я беру в продуктовых магазинах))), а если серьезно, то начать нужно с ИСПОЛНЕНИЯ. Если при минимуме эффектов – даже на неподключенной гитаре (более-менее нормальной) вы чувствуете, что добились драйва и мяса, будьте уверены, что, играя через обычный дисторшн, вы получите то самое заветное мясо. Обработка и эффекты — это всего лишь «характер» этого мяса, они придают оттенки, но не играют за вас. Например, если взять картину мастера и сделать ее черно-белой — она не потеряет штриха гениальности, а если каляку-маляку обработать мега-эффектами фотошопа за много денег, то она так и останется калякой-малякой. Думаю, вы понимаете, что я имею в виду. Советую записывать свою игру как можно чаще, и позже анализировать.

Артур, когда ты начнешь нормально заниматься на гитаре?

Я стараюсь поддерживать форму, пишу свои гитарные треки, когда время нахожу. Я считаю нормальными занятиями — это когда ты полностью все время посвящаешь гитаре и музыке, а это я себе позволить не могу на данном этапе.

А не ты ли в «Ангеле неБес» играл? И если играл, то почему теперь не играешь?

Да, я играл определенное время в этом коллективе. В составе записал несколько песен: «Наше радио», «Настя», «На рассвете» и т.д., с помощью музыкантов придумал несколько аранжировок, совмещая свои идей с творчеством членов группы и лирикой Вячеслава Никанорова – идейного вдохновителя и основателя группы. Работа в этом коллективе, несомненно, была для меня полезным опытом во всех отношениях. На данном этапе я не играю с данным коллективом по причине НЕВОЗМОЖНОСТИ сочетания, я просто физически не могу разорваться. Тут уже пришлось выбирать между группой «Ангел неБес и своей работой. К сожалению пришлось покинуть коллектив. Но периодически мы продолжаем сотрудничать в творческом плане. Всем ребятам привет, кстати, и успехов в творчестве и главное — терпения и УДАЧИ!

Как давно существует студия? И какие улучшения планируются там в ближайшее время.

6 лет. После переезда из Новомосковска в Тулу студия переехала вместе со мной и находится в частном доме. Ближайшие улучшения планируются в основном в дополнительной отделке помещения. А так — есть все, что есть для той работы, которую я делаю. Хотя улучшать можно до бесконечности – это может, кстати, перерасти в паранойю – легко забыть ради чего они делаются)), но я стараюсь по возможности улучшать все что можно.

Кто из тульских групп пишется сейчас в студии?

Ну прямо сейчас никто) Час ночи нафиг – какие группы) А так сотрудничаю с группами из Тулы, Смерш, Город N. На данный момент веду переговоры о сотрудничестве со студиями Тулы – пока все успешно)

Есть ли у тебя выход на какие-либо мажорные лейблы?

Все выходы на мажорные и не очень лейблы при желании можно найти в интернете.
Если интересует, знаком ли с кем-то конкретно лично, то периодически общаюсь с VAX (Trans), и Andy Sneap – звукорежиссер, работавший с такими гигантами, как Megadeth и т.д. Также со многими звукорежиссерами Москвы и Питера. Но это больше для обмена опытом. Просто у меня никогда не было цели найти мега-лейбл и выпустить на нем кого-либо. Вообще нужно подумать, на самом деле, это отдельный титанический труд. Поверьте, я лучше доверю это профессионалам, чего и вам советую – каждый должен делать свое дело. На самом деле, если вы ищите лейбл, то сначала триста раз оцените объективно свой продукт — если он супер, то и лейбл найдется, хотя доля везения очень важна, и не стоит отчаиваться если после того, как вы отправили 500 писем и дисков, и вам никто не ответил. Просто делайте свое дело с удовольствием, качественно и искренне, и у вас всегда найдется слушатель.

Планируешь ли ты карьеру музыканта, или собираешься всецело посвятить себя звукозаписи?

Ну я думаю, меня уже вылечить нельзя)))) Хотя доминантой для меня всегда будут любимые и родные люди. То, чем я занимаюсь, я посвящаю им.

Как ты относишься к творчеству «дедушек» типа Саббата, Зепеллина и.т.д.?

Очень положительно, я считаю, что каждый, кто дошел до наших ушей спустя столько времени, уже внес огромный вклад в музыку в целом. Там не бывает случайных людей и все они Мегапрофессионалы, и уже это заслуживает уважения как минимум. Причем это не зависит от стилистики музыки.

Какому звучанию отдаёшь предпочтение?

Сейчас я слушаю реальный звук Солнца и Юпитера – впечатляет, кстати.
Отдаю предпочтение тому, которое подходит в данный момент к данному произведению. Тут можно много писать и говорить. Старайтесь понять цель того или иного звука в контексте, а не отдельно. Это как живой организм – если все гармонично и на местах, то все качает и колбасит. И не важно как выглядит глаз вне организма) ………...Думаю меня и правда уже не вылечат))))))))

Как расцениваешь повсеместный расцвет поганой и фуфловой альтернативы, которая засирает мозги несчастной молодёжи?)))

А попробуй вместо слова АЛЬТЕРНАТИВА вписать рок, джаз, попса, рэп! Будет то же самое.
Сама по себе альтернатива — очень мощное направление, как и все другие направления. Может быть, вам не те группы попались? В ЛЮБОМ СТИЛЕ ЕСТЬ НЕ ОЧЕНЬ, А ЕСТЬ СУПЕЕЕЕЕЕЕРРРРРР.

Какие тульские группы слушаешь, какие уважаешь?

Я с уважением отношусь ко всем группам, у которых отсутствуют понты и тем, кто занимается этим серьезно и искренне, а не ради того чтобы соседка Маша обратила внимание – ну образно)

Как относишься к бухим музыкантам на сцене?

Я ваще к бухим не отношусь.

Есть ли в твоей студии нечто новаторское, чего нет в других студиях...

МОСХ)) Шутка конечно) но мы не сравнивали, может быть, и есть. Но то, что я мыслю не совсем стандартно, это не я сказал.

С чего вдруг сподвигся на организацию студии? Дело-то затратное и не всегда достаточно доходное.

Ну вот так вот) Можно заниматься и другими вещами, например, видео…

С кем уже работал, и каковы результаты: кто из записавшихся издал эту запись на более или менее приличном лейбле?

В основном издавались электронные музыканты, также за рубежом. Если из Тульских, то группа Juma после переезда в Питер собиралась издавать свой альбом на альтернативном лейбле. Трек группы Ангел Небес «Наше радио» – полностью аранжированный, сведенный и записанный мной, вошел сборник русского рока, кстати, прослушав который, мне стало совсем не стыдно за свою работу) Не помню, кстати, название) Диск надо искать в шкафу)

Кто больше из записывавшихся запомнился и чем, собственно?

Ммм… помню рэпера Мишу — запомнился искренностью – я с него реально почти денег не взял даже). Запомнились ребята из студии эстрадной песни, которой я руководил. Парень из Сокольников, который потрясно поет романсы и лирические песни – работает в Москве, насколько я знаю. Славик из Ангел Небес – отдачей. Да все чем-то отложились….

Как оцениваешь профессиональную подготовку музыкантов, писавшихся на студии? Конкретно, с именами. Кто крут, а кто разъ*бай?

Отвечу словами известного звукорежиссера из ряда «фирмачей» — «У нас плохой музыкант — это случайность, в России — закономерность», это, конечно, утрированно, но я с этим соглашусь. Я ни в коем случае не причисляю себя в ряды крутых музыкантов и звукачей, но бывают реально моменты, когда я бы некоторым музыкантам не то что записываться не дал, а просто рекомендовал заняться чем-то другим, но в любом случае я никогда не путал и не подменял качества типа КЛЕВЫЙ МУЗЫКАНТ ЗНАЧИТ КЛЕВЫЙ ЧЕЛ и наоборот. Вообще предпочитаю не комментировать других – особенно по именам)

Забавные истории и прочие смехуёчки из личного студийного опыта.

Ооо, это вообще отдельная тема — лучше просто выложить примеры))). Я в локальной сети выкладывал приколы дикторов и песенку «Котенок и варенье например». Кому интересно, залью.

Есть ли возможность прописывать барабаны нестандартной конфигурации? т.е. больше чем 5 котлов + 4 тарелки? И как в принципе делается подзвучка: на каждый котёл + оверхэды + хэт/райд?

Есть. Подзвучивается в зависимости от задач. Техническая возможность позволяет варианты и эксперименты. Но из практики скажу, что не последнее место имеет так называемая триггерная технология, которую, кстати, используют многие барабанщики и звукорежиссеры от Linkin Park до Sepultura. Выбор способа зависит от искомого звука и потребности заказчика.

Видишь ли ты какое-либо будущее CD-индустрии, или согласен с тем, что всё переходит в виртуальный формат.

СД еще долго будет в строю. Радует, что мультимедийный формат потихоньку начал принимать во внимание КАЧЕСТВО, а не тупо объем информации.

Как ты относишься к 8бит музыке и к её перспективам стать продаваемой?

Я не делю музыку кардинально по стилям. По крайней мере, когда нахожусь просто в роли слушателя, я даже не задумываюсь о стиле как таковом — я просто слушаю и наблюдаю за ощущением. Ничего против 8bit не имею, даже сотрудничал с музыкантом, работающим в данном направлении. О перспективе продаж судить не возьмусь, так как не спец в этом. Думаю, если все разом начнут говорить, что 8бит — это COOL, то покупатель найдется. На самом деле, у основной массы населения фактически не сформирован музыкальный вкус – так как идет либо навязывание и вдалбливание определенной музыки, либо имеет место «Вася сказал, что группа N — это круто, а Вася уважаемый во дворе чел, потому что носит адидас». Я уже не говорю о слуховом опыте – когда человек всю жизнь слушал музыку только в наушниках за 20 рублей и в «газели» по дороге на работу, говорит о натуральности звучания симфонического оркестра) На любую музыку найдется слушатель, 8бит, кстати, это не всегда Low Fi)

Артур, при записи соло-гитары у меня возникают проблемы с сочетанием различных приемов звукоизвлечения, т.е. медиаторный штрих, легато и тэппинг звучат по разному, не ровно. Пробовал лечить компрессором — не очень помогает. Хочется добиться ровного, гладкого звучания, без скачков громкости, с примерно равной атакой. Что посоветуешь?

Посоветую отрабатывать то, что не получается, медленно и с метрономом, по возможности записывая то, что играешь. И кстати, ОТРУБИ НАФИГ ВСЮ ОБРАБОТКУ ВООБЩЕ и добивайся ровности без компрессоров и т.д.

Ты не пробовал процессор эффектов T.C. Electronics G-Major (или может кто из знакомых пробовал знакомых)? Если да, то как тебе? Посоветуй процессор эффектов.

Пробовал – если коротко, то свои деньги он отрабатывает на все 100%. Его в своей работе использует Олег Паламарчук. Советовать трудно, не зная бюджета. Line DL4, тот же T.C. Electronics G-Major с контроллером очень даже ничего. Сейчас вполне можно найти кучу приборов б.у. и дешевле и послушать можно. При выборе того или иного процессора прежде всего определите, для чего вы его покупаете, и ценовую категорию.

Вы до сих пор пишите через эмуляцию кабинетов, или приобрели оборудование?

Я одинаково эффективно использую и комбики с кабинетами, и эмуляцию в зависимости от целевого звука. Все средства записи хороши, если они дают нужный звук.

Скока стоит час записи.

От 200 р. Но учитывая сотрудничество со студиями Тулы, цифра примерная. Скажу коротко – всегда можно договориться.

А где студия находится?

Сейчас — у меня дома :-)
Контакты со мной (тульская студия звукозаписи Archirecords) – телефон 8-920-746-88-49, ICQ 318305228, е-майл Artur-Orlov@mail.ru.

Sympaty
22 сентября 2008

Дата публикации: 12.04.2011, время: 15:21, рубрика: ИНТЕРВЬЮ.