Как вести себя на сцене

Страх сцены

Сегодня я затрону тему, волнующую всех артистов без исключения — страх сцены. Каждый, абсолютно каждый музыкант или артист — пусть даже профессиональный и активно концертирующий — волнуется перед выходом на сцену. Это вполне естественное явление — все люди подвержены эмоциям в той или иной степени. Вопрос в том, как справляться с этими эмоциями и как направлять их в нужное русло. Как не дать захлестнуть вас и не позволить перерости в страх, панику?

Всем известно, что с практиктикой выступлений приходит опыт, и многие люди прибегают к проверенным годами уловкам , ухищрениям, приёмам, спасающим их в трудный момент. Несомненно, необходима некоторая доля артистизма и сноровки, чтобы выглядеть на сцене непринуждённо и раскованно, но таков уж этот бизнес, и если вы чувствуете, что это слишком сложно — просто не беритесь. Для тех, кто уверен в успехе, нет преград.

Представьте себе следующую картину — вы стоите перед сценой и через пять минут ваш выход. В зале много людей и все будут пристально разглядывать вас в течении по крайней мере первых двух песен. Какие эмоции разрывают вас в этот момент? Многим достаточно только представить такую картину, как кровь начинает кипеть от выброса адреналина. В груди щемит, в ногах наступает ощущение слабости, а в горле всё пересыхает так, что трудно даже говорить, не то что петь. Знакомо? Дальше — хуже. В момент вашего выхода наступает паника. Вы с трудом переставляете ноги, начинает подташнивать, из рук чуть не вываливается гитара (ну или бубен) , вы ничего не видите и спотыкаяссь об ударную установку или шнур от микрофона, падаете. Публика, естественно, начинает смеяться, а вы с позором убегаете вешаться в ближайшем туалете. 🙂 Ну это я так, шучу, конечно же.

Чаще всего всё заканчивается банальным стоянием «как столб», вцепившись в микрофон до белизны в костяшках и мычанием чего-то невразумительного в тональности, которую затруднится определить сам Бетховен.

Как человек, прошедший через нечто подобное, скажу так — ощущение не из приятных. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, как много было сделано для того, чтобы избавиться от сценического страха. Вместе с тем, полностью мне это не удалось и не удастся никогда... и слава Богу! Почему?

Дело в том, что волнение, которое мы испытываем перед выходом — это проявление энергии, которая переполняет нас. Стоит направить её в нужное русло, и вы на коне, стоит поддаться ей и пустить всё на самотёк — и вы в беде. Только тогда, когда я понял это, и начался настоящий прогресс, чего и вам, кстати, желаю.

Сейчас я по прежнему волнуюсь на выступлениях, но этот страх позволяет мне использовать выброс адреналина, чтобы вытворять вещи, на которые я не способен в нормальном, спокойном состоянии. Теперь, например, чтобы сделать качественную запись дома, мне приходится раскачивать себя эмоционально, представлять, что я на выступлении, чтобы получить необходимый импульс.

Три вещи, необходимые для успешного выступления

Первая и самая важная составляющая успешного выступления — это удачный контакт с публикой .

Если вы напуганы тем, что на вас будут смотреть и слушать, или тем, что вас будут оценивать и критиковать, то вы непременно будете выглядеть неестественно и неуклюже, публика от вас отвернётся, а это значит, что вы просто не готовы к выходу.

Вы должны быть напуганы совсем другими вещами, а именно — тем, что вы сделаете нечто такое, что настроит публику против вас. Кстати говоря, это обязательно произойдёт, если она почувствует ваш негативный настрой или страх.

Представьте, что перед вами младшая группа детсада, а вы — Дед Мороз, на которого они смотрят с обожанием и восторгом. Что бы почувствовали малыши, если бы Дед Мороз мямлил под нос, переминался с ноги на ногу и постоянно ронял из рук мешок с подарками, наступая снегурочке на подол? Они бы разочаровались в своём кумире и потеряли к нему всякое уважение! Но стоит Деду Морозу сказать «У меня есть кое-что для вас», весело подмигнуть детям, и он их бог на целый вечер.

Именно подобный настрой обеспечит вам необходимую отдачу. Вы должны почувствовать контакт с публикой, тёплую атмосферу дружеской компании, (и тут... внимание! пабааааам!) хотя бы с несколькими людьми из всей толпы. То есть это необходимое и достаточное условие, выражаясь языком математики.

Как установить контакт с публикой

Выберите глазами нескольких человек из толпы, пусть это будут ваши знакомые или люди, которые вам показались симпатичными и пойте для них. Пусть это выступление будет посвящено им. Найдите человека, который смотрит на вас, и улыбнитесь ему, либо просто кивните, в общем — установите контакт. Как только вы это сделаете, вы почувствуете некоторый подъём — ведь вы уже не одни на этой сцене, с вами они — те, с кем вы в контакте. Пойте, глядя в глаза отдельным людям, пробегитесь взглядом чуть выше голов зрителей, кивните в толпу, пусть каждый думает, что это было сделано для него.

Публика — не дура

Кстати, ни в коем случае не выходите на сцену с надменной миной и с мыслью, что публика — дура. Публика намного умнее нас, даже если она изрядно пьяная. Именно публике виднее, что вы делаете правильно, а что нет, и ваше отношение к ней должно быть дружественным, потому что вы вышли, чтобы покорить их средца, а не вызвать зависть к тому факту, что вы стоите на сцене с гитарой или микрофоном в зубах... ой, простите — в руках.

Очень многое зависит от музыки и от того, что она несёт

Если музыка несёт агрессию, жёсткие эмоции, то улыбаться и подмигивать девушке из толпы, завывая во второй октаве про то, как трупы встают из могил, не стоит. В лучшем случае девушке вызовут скорую, в худшем — вас порвёт её бойфренд.

Устанавливая контакт, знайте меру. Если вы поёте попсовую лирику — это одно, если вы поёте тяжёлый рок — это совсем другое. В каждом случае необходим свой подход к слушателю, какой — определитесь сами.

Сперва нужно понять, зачем вы вышли на сцену с той или иной музыкой. Если вы вышли просто так, потому что это круто, то удачи вам не видать, если же вы действительно переживаете и чувствуете то, о чём собираетесь петь, то успех вам практически обеспечен.

Думайте и чувствуйте то, о чём вы поёте

Вы просто обязаны проживать текст, стать тем самым человеком, который рассказывает историю, а не проигрывателем, который воспроизводит пластинку с математической точностью. Если вы будете думать об этом, то страх сцены отступит, уступив место эмоциям, которые несёт текст.

Некоторые артисты, исполняя грустные баллады, плачут — настолько сильно их раскачивает поток эмоций, другие, исполняя агрессивный рок, сами становятся агрессивными, и если к ним подойти в этот момент и дать повод, то можно схлопотать по полной программе.

Всё это эмоции, они не могут быть искусственными, потому что они индуцируются страхом сцены, а страх это самая сильная эмоциональная составляющая всей нашей жизни. Страх сцены во всех этих случаях был направлен на генерацию эмоций в ходе вживания в образ. Таким артистам публика верит, и если при этом артист в контакте с ней, то всё в порядке.

Будьте готовы

В смысле — будьте готовы к выступлению заранее. Вы должны быть уверены в материале, который вы исполняете. Выучите текст так, чтобы вас разбудили ночью, и вы могли рассказать или напеть его без запинки. Выучите мелодию, если чувствуете, что у вас проблемы с точным интонированием. Вызубрите её так, чтоб она была вбита в мышечную память. Конечно же, за счёт харизмы можно вылезти, и не особо попадая в ноты, но если при этом вы не попадаете хронически в 99.9 % случаях, то общее впечатление будет, мягко говоря испорчено. Простят вам это только, если вы уже являетесь звездой кино или театра.

Всё это звучит очень легко, но некоторые люди, даже при соблюдении всех правил испытывают неконтролируемый страх сцены. Это сильнее их и даже изрядная доля валидола не помогает снять дрожь. Таким людям я посоветую одно — вам надо один раз переступить через себя. Не пытайтесь это сделать на сцене, иначе уедете оттуда на скорой с левой ногой за головой 🙂

На самом деле я имею в виду то, что нужно создать себе условия, при которых вы сможете повторно переступать через свой страх.

Скажу честно, я был именно таким. Никакая йога и глубокие копания в психике не помогли, единственное, что меня спасло — это случай.
Мне посчастливилось познакомиться с одним великолепным академическим тенором из таллиннской консерватории. Разговорившись, он предложил пойти послушать его исполнение на улице. Как выяснилось, каждый вечер он выходил на главную улицу старого города с гитарой, устраивался поудобнее, открывал футляр и пел классические произведения.
Когда я об этом узнал, я впал в ступор. Мне страшно было даже представить, каково это петь на улице, ведь люди засмеют!
Однако всё оказалось совсем иначе. Через минут десять пения вокруг моего знакомого собралась приличная толпа туристов и горожан. После каждого произведения стоял оглушительный шум аплодисментов и свиста, а футляр гитары быстро наполнился иностранной валютой. Через час приятель встал, поклонился публике, и мы ушли.
Я спросил, как ему удаётся сохранять спокойствие перед толпой, а он сказал — попробуй сам, и всё поймёшь.
Надо признаться, я испугался и долго не мог решиться на этот поступок.
Однако однажды я позвонил и предложил вечером собраться на улице — поиграть вместе. Он согласился.
Можете представить мой страх, когда я пытался заставить себя сесть и достать гитару из футляра. Я говорил себе «Это же так просто! Сядь и пой, просто для себя!» Ничего подобного, я не мог заставить себя сделать это. Пришлось отложить до лучших времён.
В следующий раз мы пошли вместе опять. Я решил, что должен заставить себя преодолеть этот нерациональный и глупый страх. Я достал гитару, сел на тихой улочке в старом городе и начал петь. Вскоре появились первые прохожие. Я
постарался сделать вид, что играю сам для себя. Помню, как покрылся испариной и был красный как рак.
Однако тут произошла удивительная вещь. Я услышал звон монет.
Даже слова песни забыл от удивления.
Открыл глаза — никого; вдалеке женщина с ребёнком помахали мне рукой. Рядом на камнях лежали деньги. Страх улетучился сам собой. Откуда ни возьмись появилась толпа туристов, и вскоре у моих ног лежала груда монет и банкнот.
Я пел и не боялся.
Больше не боялся ничего.

Получив отдачу от публики, пусть и в виде денег я понял, что бояться нечего, люди ценят то что ты делаешь, им нравится, а значит всё не напрасно. С тех пор я всегда волнуюсь перед выступлениями, но на сцене получаю только удовольствие.

Что делать и чего не делать на сцене

Как вести себя на сцене?
Куда деть руки?
Как поставить ноги?
Куда повернуться
Как наклониться?

Столько вопросов — и ни одного ответа!
Если вы испытываете острую нехватку сил оторвать руку от микрофонной стойки или сдвинуть свою задницу на пол-метра влево или вправо, то прочитайте это.

Есть два варианта. Первый — вы поёте в гордом одиночестве под минусовку (пение под плюс не считается пением вообще), либо аккомпанируете себе сами. Второй — вы поёте с группой. Есть ещё и третий — когда вы подпеваете кому-то, но это мы рассматривать не будем. Соответсвенно, если вы выступаете с группой, вы должны учитывать те факторы, которые отсутствуют в случае, если вы поёте один, и наоборот.

Рассмотрим вариант с группой

Не вдаваясь в подробности, следует отметить важность сотрудничества музыкантов на сцене. Группа — это один организм, и каждый должен слушать другого, взаимодействовать и учавствовать в шоу.

Кстати — о шоу. Как это не обидно звучит, но большинству (не всем) людей не особо интересны подробности вашего мастерства как вокалиста или инструменталиста. Прежде всего толпа жаждет ШОУ, для чего она, в общем-то, и приходит на концерт. Есть и такие, кто хочет получить чисто эстетическое удовольствие от профессионального исполнения, но таких слушателей меньшинство, рассчитывать на них — по меньшей мере глупо.

Поэтому, если вы выйдете на сцену и зарубите офигенный рок, вытягивая сверхвысокие ноты и поражая воображение своими мелизмами, но при этом будете стоять, как столб с каменным лицом, пытаясь рукой продавить металл микрофонной стойки... Публика заснёт на третьей песне. Вам не будет веры, потому что ваш образ не будет соответствовать тому, о чём вы поёте.

Посмотрите концерты великих рок-звёзд

Обратите внимание на то, что они вытворяют на сцене. Мало того, что они активно двигаются — они взаимодействуют друг с другом, они общаются во время песни, даже не произнося при этом слов.

Вы когда-нибудь задумывались о барабанщике, к которому вы весь концерт стоите своим неповторимым задом?
Может, стоит повернуться и встретиться с нима взглядом, одобрительно кивнуть на какую-нибудь офигенную сбивку? Он ведь не только для себя старается.
А басист? Что бы было без баса? Да ничего не было бы. Бас это основа музыки, от него вся гармония отталкивается.
А гитарист? Музыка стала бы пустой, если бы он замолчал.

К чему вся эта вода? Да к тому, что вокалист, хоть и важный перец, но уважение к своим музыкантам должен проявлять. Отношение типа «Да вы вообще мне только фоном нужны» можете засунуть себе куда подальше. Это эгоизм, и публика его не оценит, потому что вы на сцене, как на ладони.

Теперь о том, куда девать руки

У многих — наболевшая проблема. Не дай Бог в руках не окажется гитары или микрофона — теряются и забывают обо всём на свете.
Кто-то крутит в руках микрофонный кабель, пока тот не завяжется узлом, другой держит гитару, как трофей, изредка изображая, что играет
баррэ.

Купите себе большое зеркало. Дома каждый день пойте перед ним, представляя, что вы на сцене. Продумайте, что вы будете делать с руками, на каких эмоциях.
Например, в кульминационных местах вы прижимыете локти к бокам и сжимаете кулаки подняв руки вверх, либо ещё как нибудь, тут уже всё
зависит от вашей фантазии.
Одновременно работайте над мимикой, чтобы маска безразличия не присутствовала на вашем лице.

Не позволяйте рукам безвольно болтаться, как сосиски, пусть будет хоть какое-то осмысленное движение. Если фантазии не хватает, то понаблюдайте за известными исполнителями, проанализируйте их движения и возьмите что-то на вооружение (ради бога, не
копируйте один к одному).

В общем, если у вас есть проблема с тем, куда деть руки - репетируйте перед зеркалом и продумайте всё заранее.

Когда вы почувствуете, что можете обходиться без зеркала, то пробуйте сделать то же самое перед сторонним слушателем, это совсем другое дело.
Если слушатель (ваш друг или родня) не найдёт ваши движения неуклюжими и неуместными, значит всё в порядке.
Если скажет, что вы выглядите как клоун — смело режьте вены. Шутка. Просто спросите совета у кого-нибудь более компетентного.
А может быть, есть смысл обратиться к хореографу?

Движение на сцене — это ещё один важный вопрос

В зависимости от стиля музыки движение может очень сильно отличаться. Недостатком многих вокалистов является неумение хорошо и пластично двигаться. Если в роке достаточно прыгать и трясти хаером, то в какой-нибудь современной R`N`B песне такой номер не пройдёт. Тут уже не обойтись без постановки хореографии.

Конкретных советов по тому, как вы будете строить своё шоу, я вам не дам, и никто не даст. Тут многое зависит от музыки, от текста, от того, что вы пытаетесь донести, да и от имиджа, в конце концов.

Только один совет — постарайтесь не копировать кого-то очень известного — это может сойти за плохую пародию.
Например, был случай — мы выступали с группой на дне города, и перед нами на сцену вышел парень, который изображал Верку Сердючку. Это была пародия на пародию. Хотелось просто плеваться.

Так что будьте оригинальны. Если вы поёте что-то известное, например, делаете кавер популярной песни, которая у всех на слуху, то ни в коем случае не копируйте голос, манеру и стиль оригинала. Вы всё равно не споёте точно так же, а только докажете, что вы неоригинальны — даже если вы снимете голос один в один. Подражание и копирование важны и полезны на этапе обучения, но не на сцене.

Оригинал статьи
13.05.2008

Дата публикации: 18.04.2011, время: 18:23, рубрика: Музыкантам, СТАТЬИ.