Размышления о рок-клубах Тулы

18 марта 2005 в рок-клубе МОЛОТ прошла считающаяся уже традиционной рокабилли-party «Мартовские SКоты», где со своими выступлениями отметились Tequila Slammers, Stressor, и, уже знакомые местной публике с прошлых посещений гости из столицы The Beet Devil`s Band. Как это не странно, но вечеринка прошла при относительно небольшом количестве народа.

Собственно говоря, более о причинах этого, нежели о самом концерте хотелось порассуждать вслух, благо что, недавно возникший, но столь мощно заявивший о себе интернет-проект Tulamusic предоставляет такую возможность.

Начать хотелось бы издали, напомнив себе и окружающим страницы рок-истории нашего города. Конечно, они, эти страницы, у Тулы не столь многочисленны и ярки как, скажем, у Москвы, Питера и Свердловска-Екатеринбурга, но они все же есть, и их не так мало. К сожалению, вплоть до сего времени, не нашлось еще подвижника, кто бы взял на себя нелегкую, но благотворную ношу претворить их в нечто материальное, так что остаются они покуда лишь в хрупкой памяти тех, кем они создавались, и кто был их свидетелем, с угрозой оказаться безвозвратно утраченными для потомков.

Но в сторону лирику.

Итак, если мне не изменяет память, то в те лихие времена, когда мы все (страна, то есть) впервые услышали слово «ваучер» и узнали телевизионную суперзвезду Лёню Голубкова, появилось у нас место, заявлявшее о себе не больше не меньше как Тульский рок-клуб. Называлось оно «Ловушка». Там с относительной регулярностью проходили выступления как местных команд, так и заезжих гостей. Лично для меня это место остается памятным тем, что там я впервые услышал рок-н-ролл вживую. Быть может, участники тех давних событий меня поправят, но мне по прошествии лет кажется, что игрались там в основном рок-н-роллы. И еще среди заезжей публики существовало, не знаю, оправданно или нет, такое мнение, что Тула славится именно рокабилльной направленностью.

Прошло время, «Ловушка» канула в Лету, настала пора Revoution-Развала как центра альтернативного отдыха молодежи, или отдыха альтернативной молодежи. Стали появляться новые группы и стили, но все же, как мне кажется, рокабилли пользовалось там особенной любовью, собирая неизменные супер-аншлаги (потому как просто аншлаги итак были в Развале всегда). Прежде всего вспоминаются такие имена, как StreetBand и Diamond Rakes, но и, конечно BeerStoppers.

Прошло еще время, и разухабистого Развала не стало. После небольшого затишья появился МОЛОТ, представляющий не совсем клуб в смысле места, а открытый проект, переезжающий с место на место вместе со своими фанатами. При принципиально том же формате музыки, звучащей там и в Развале, разница между ними есть, и немалая. Конечно же, концерты в МОЛОТе стали намного более качественными, появился весьма приличный порою звук – того, чего Развалу и не снилось. Но вместе с тем, ушло нечто другое – пропало ощущение знакомых стен, обстановки и … публики. От бывшей тусовки остались лишь осколки. С одной стороны, это абсолютно закономерно — прошло время, люди повзрослели, остепенились и просто ушли от этого, но, как мне представляется, дело не только в этом, и вот почему.

Если взглянуть на ситуацию с рок-клубами в других местах, то можно наблюдать несколько иные картины. Взять, к примеру, Питер – наш истинный центр рок-культуры, да и культуры вообще. В нем, понятное дело, множество мест, где можно найти музыку, альтернативную попсе на любые вкусы. Среди них самый известный для рокабиллов всей страны – Money-Honey, но есть и другие — J. Hendrix, Хали-Гали и прочие. При всей непохожести друг на друга их объединяет одно – наличие собственного неповторимого стиля, проявляющегося и в музыке, и в обстановке с антуражем. Собственно говоря, именно в этом и ни в чем ином кроется причина успеха и популярности этих заведений, именно это привлекает к ним своих поклонников самого разного возраста. Здесь можно наблюдать развлекающихся вместе как школьников, так и людей поколения на два старше, и, по собственным наблюдениям, таких бывает весьма немало. Так возникает истинная связь поколений, где дети с удивлением замечают, что им нравится та же музыка что и их отцам, а последние не без удовлетворения исподволь наблюдают за буйством и резвостью отпрысков. Конечно, это идиллическая картинка, но почему бы ни стремиться к ней? Однако, если для молодежи, еще не определившейся со своими вкусами и пристрастиями, где, как и в каком качестве слушать любимую музыку является не столь критичным, то для людей что-то видевших и имеющих возможность сравнивать, это уже имеет значение.

Конечно, можно возразить, что, мол, нечего сравнивать Питер и нашу провинцию, однако мне кажется, это не так.

Есть у нас клуб «Премьер», и как бы к нему ни относились, он бесспорно лучший (с точки зрения, опять таки, стиля) ночной клуб в нашем городе. Он, конечно, совсем иного формата, ни альтернативной музыки, ни молодежи там нет, однако по пятницам, когда играет группа Фанты, обстановка в нем немного меняется. Там также собирается достаточно разновозрастная публика, пришедшая специально отдохнуть под мелодии и ритмы прошлых лет, и самые хитовые и зажигающие зал там — это ставшие вечными гимн американского юга «Цветочный марш» и «She’s Got It» от Mamas & The Papas.

Согласен, что сравнение это с Питером достаточно натянутое, но главное в другом – то, что у нас в городе есть те, кто готов ходить в клубы на подобную музыку. Задаваясь вопросом, пришли бы эти пятничные посетители Премьера вместо Фантов на Stressor — отвечаю: безусловно, да! Но, с другой стороны, я думаю, едва ли можно было бы завлечь тех же самых людей, если бы организаторам МОЛОТа пришла идея пригласить Фанты к себе. Почему – понятно и так, при весьма приличном качестве звука (что, конечно же, весьма важно) в Молоте минимум стиля, обстановки, и всего остального, а ведь для большинства из тех, кто приходит в клуб, нужна не только музыка. Клуб — это не концерт. Вот и получается, что МОЛОТ не находит своих возможных посетителей, потому что не может дать того, что они ожидают от подобного места.

Конечно же, это не вина МОЛОТа, и я далек от критики в адрес его организаторов. Просто, к сожалению, безвозвратно прошли те времена, когда альтернативный клуб мог достойно существовать лишь на голом энтузиазме создателей и любви своих поклонников. В наши же суровые времена любая творческая и сверх-гениальная идея вынуждена искать средства для своей реализации, а задача, как сделать коммерчески выгодное предприятие из альтернативного клуба, как не потерять пусть не столь богатую, но преданную молодежь, и одновременно привлечь людей постарше, готовых, быть может, тратить больше, далеко не так проста.

И все же, положительная динамика у МОЛОТа есть. Его теперешняя площадка в «Спартаке» лучшая среди всех предыдущих. Хочется надеяться, что она останется постоянным его местом обитания, а сам клуб сможет найти свою золотую середину и стать истинным местом, объединяющих тех, кому дорог Rock’n’roll во всех его проявлениях.

В заключении хочется выразить свой глубокий respect замечательному автору   проекта Tulamusic и пожелать ей и ее детищу дальнейшего развития и … быстрее обрести свой собственный домен.

Andrey Dragon
март 2005

Дата публикации: 19.04.2011, время: 12:36, рубрика: СТАТЬИ, Тула и ТО.